вишнёвый сад


История «Треплев-Центра» начинается с Чехова. Для молодого театра, носящего имя одного из главных чеховских персонажей, это неудивительно. Треплев, известное дело - герой «Чайки», а открывается театр «Вишнёвым садом». Но ведь и МХТ открывался «Царём Фёдором Иоанновичем», хотя на их занавесе едва ли не с первых дней вышита Чайка.

«Треплев-Центр» в любом случае мощно завязан с Чеховым. Здесь и главная идея Треплева - «Нужны новые формы», ставшая слоганом театральной площадки. Здесь и два громких дипломных спектакля актёрской мастерской Алексея Викторовича Козлова в РГИСИ – «Вишнёвый сад» и «Чайка» (2023). Кстати, именно в недрах мастерской, как часто бывает, и возникла идея организации собственного театрального пространства.

Первая, дипломная версия «Вишнёвого сада», наделала много шума и получила две престижные молодёжные фестивальные награды - «За лучший актёрский ансамбль» и специальный Приз жюри Международного студенческого фестиваля ВГИК 2022 «За исполнение роли Фирса» (Артём Курбатов).

В своё время Чехов и Станиславский бурно обсуждали название пьесы: «вИшневый сад» или «вишнёвый». Ключевым в названии, по воспоминаниям Станиславского, казалось именно ударение: «ВИшневый» - деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Но «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растёт и цветёт для прихоти.

Прошло больше ста лет. «Вишнёвый сад» в постановке Алексея Козлова — это своего рода дискуссия о мировоззренческом несовпадении живущих в нем людей. И если в первом, дипломном варианте, спектакль был про потерю вишнёвого сада – про страх и боль потери, про попытки не допустить продажу, когда сад еще был живым и цветущим, то новая версия спектакля – о вишнёвом саде, которого уже нет. Вещи отслужили свой срок – сдувшийся мячик, велосипед без переднего колеса, ржавый таз, стоящий под водосточной трубой, в котором не держится вода, дверь без полотна, выбитые окна. Так теперь выглядит вишнёвый сад и его герои: опустошённая, выжженная прожитыми бедами Раневская (актриса Тоня Сонина); Гаев, её брат, нелепый никому здесь ненужный человек (актёр Ариэль Ласкер); мужеподобная Варя (студентка мастерской Козлова Дарья Кобзарь), очаровательная Аня (студентка мастерской Козлова Маша Ляхова), артистичный пустослов Петя Трофимов (актёр Артём Кузьмин).

«Вишнёвый сад» — это особенная пьеса: по сути — это живое пространство, смыслы которого уже больше века меняются под воздействием исторического, политического климата, — говорит режиссёр Алексей Козлов, — Изменения этого климата, имеют на текст «Вишнёвого сада» такое же воздействие, как времена года. Всё становится другим. Пару месяцев назад я еду в Москву, рано утром стою на перроне и вижу сцену. Стоят три мужика, двое из них в камуфляже – явно из зоны СВО. У них своя жизнь, они тепло обнимают друг друга… Видно, что ночь для них прошла бурно, выпито немало. Но ведут они себя вполне пристойно, и даже тихо, чуть в стороне от очереди в вагон. Понятно, что им приходит в голову сделать общее фото на память. Ближе всех к ним оказывается девушка, выключенная из «той» жизни, в которой живут эти парни. Она бизнес-леди. Лицо неприступной крепости, игнорирующее весь окружающий мир. А парни по-свойски обращаются к ней: «Девушка» сфотографируйте нас, пожалуйста». Она понятно неохотно берет у них телефон - фотографирует, но выражение лица её при этом не меняется — она как бы их и не видит, возвращает телефон — и делает шаг в сторону, подальше. Они смотрят на экран, что-то им в получившемся изображении не нравится – давай повторим! И опять к ней. Её всю аж передёрнуло. Пауза. Она явно решала, что ей делать. Она была в растерянности, думала, потом, не повернув головы, взяла телефон, сфотографировала и отошла еще дальше. А я подумал – Боже мой, их не примирить. Это один народ, но его не примирить. Это Лопахин - и это Раневская».

Лопахин в «Треплев-Центре» (актёр Олег Пальвинский) ходит по сцене в камуфляже, это реально сегодняшний герой, новый владелец «Вишнёвого сада»!

В спектакле «Вишнёвый сад» «Треплев-Центра» много новизны, жесткой, смешной, с пробивающей до слез узнаваемой фактурой русской жизни. И ошеломляющий финал, который, спустя какое-то время после увиденного, кажется единственно возможным сегодня.

В спектакле заняты актеры: Тоня Сонина, Олег Пальвинский, Артем Кузьмин, Дарья Кобзарь, Артем Цидилов, Михаил Зайцев, Ариэль Ласкер, Маша Ляхова, Мария Мельникова, Гоша Ефанов.
Made on
Tilda